Форум » Етнографія » Неоказачество-2 (1997-2007) » Ответить

Неоказачество-2 (1997-2007)

admin: Губенко Олег Вячеславович Неоказачество-2 (1997-2007) © Copyright Губенко Олег Вячеславович (helging@rambler.ru) Обновлено: 04/02/2008. Глава: История -------------------------------------------------------------------------------- "Буйство" начального периода казачьего движения и эйфория вхождения в Государственный реестр закончились для терских казаков состоянием некоего оцепенения. Вслед за наивысшим проявлением казачьей активности последовало время общего "застоя". Причин было несколько, но основная причина исходила от общей крайне негативной ситуации, сложившейся в российском обществе. Источником общенациональной депрессии являлись: ґ внешнеполитический кризис, связанный с падением международного престижа России; ґ чувство национального позора в связи с многочисленными долгами Российской Федерации перед международными финансовыми организациями; ґ внутреполитическое противостояние между пропрезидентскими партийными группами с очень зыбкой идеологической платформой (НДР) и "левым" политическим фронтом, отстаивающим позиции, социально привлекательные для населения (КПРФ, Аграрная партия); ґ национализм и сепаратизм в национальных республиках России; ґ спад промышленного производства, безработица, инфляция, и, как кульминация проблем "экономического" блока - дефолт 1998 года; ґ рост преступности и нередкие факты сращивания криминала и власти; ґ наркомания и алкоголизация общества; ґ демографический кризис. Вышеизложенные экономические и социальные факторы для большей части населения страны отодвинули на второй план бывшие до этого приоритетными вопросы общественной жизни. Как следствие проявлений глобальной депрессии, наметилась тенденция оттока некоторой части казаков из рядов казачьих организаций. Объясняли они причины своего выхода по-разному, но в целом прослеживалось какое-то общее разочарование в том, что казачье движение, якобы, пошло не туда и не так, как планировалось изначально в 1990-1993 годах. Налицо было интуитивное осознание провала общей идеи возрождения казачества. Идейная часть оставшихся казаков начала искать обоснование своей деятельности, готовая принять любую цель, к которой необходимо стремиться и которая, к тому же, не противоречит принципам казачьего традиционализма. Такой идеей, в первую очередь, явилась иллюзия государственной службы. Широко разрекламированная, она привлекала казаков возможностью занять определенную социальную нишу в обществе, и получить как моральное, так и материальное удовлетворение от своей исконно казачьей деятельности. Ухватившись за предложенную федеральным центром систему Государственного реестра, казаки, тем не менее, интуитивно видели ущербность её, и осознавали необходимость определения для себя цели, стремление к которой будет являться общим стимулом дальнейшей деятельности. Так появилась ещё одна устойчивая мифологема, с воплощением в жизнь которой казаки связывали возможность сказочного разрешения всех своих проблем - мечта о будущем Законе о казачестве. Мечта не была беспочвенной: в первой половине 90-х годов некоторыми депутатами Государственной Думы РФ разрабатывались разные варианты проекта Закона о казачестве, но более проработанный вариант был внесен лишь 11 июня 1996 года в порядке законодательной инициативы депутатами Л.А.Иванченко (КПРФ), А.Г.Мартыновым (НДР), С.В.Сычевым (ЛДПР), В.П.Зволинским (независимый). В один день с депутатами внес в Государственную Думу законопроект "О российском казачестве" Президент Ельцин (1, с. 42). В данном случае "казачий вопрос", внесенный на обсуждение в Думу с разных сторон, явился возможностью и на этом фоне продолжить политическую борьбу. И интересы казаков, ожидающих Закон, совершенно не учитывались в условиях думских противоречий. По совершенно необоснованным причинам представитель Президента РФ в Государственной думе А.А.Котенков отказался представлять президентский законопроект. Первоначально депутаты приняли решение создать согласительную комиссию по объединению двух вариантов Закона, но в дальнейшем было принято Постановление Государственной Думы Љ593-II ГД, в котором указывалось, что за основу принят законопроект "О казачестве". Некоторые депутаты предлагали пойти на компромиссное решение и всё же объединить два законопроекта, но это предложение было отклонено. Ответ со стороны Президента не заставил долго ждать. В письме Председателю Государственной Думы Г.Н.Селезневу Ельцин выразил негативную оценку проекту Закона "О казачестве". Согласование состава комиссии было долгим и непростым, поэтому Закон "О казачестве" в первом чтении депутаты приняли только 20 февраля 1997 года. Наибольшую активность в принятии Закона проявили депутаты от КПРФ (82% от всего состава фракции), ЛДПР (82,4%) и НДР (77,8%) (1. с. 45). Дальнейшие события развивались более интенсивно - во втором чтении Закон "О казачестве" был принят большинством голосов (60,4%) 11 июня 1997 года, в третьем чтении - 20 июня при 64,7% (1, с. 46). Однако, внутриказачье размежевание на "реестровых" и "общественных" послужило главным препятствием на пути принятия крайне необходимого для всех казачьих организаций закона. 3 июня 1997 года при Главном управлении казачьих войск был создан Общественный Совет атаманов войсковых казачьих обществ (1, с. 65), который на своем первом заседании 23-24 июня направил письмо на имя Председателя Совета Федерации Е.С.Строева с просьбой не включать в повестку дня Совета Федерации Закон "О казачестве". В отличие от Союза казаков России, восторженно встретившего принятый Думой Закон, атам

Ответов - 1

admin: Для того чтобы сгладить проблему казачьей неопределенности и некоторого разочарования, Бондаревым были предприняты меры по наращиванию краевого бюджетного финансирования Ставропольского казачьего округа. Эти действия демонстрировали атаманам и казакам присутствие стабильности в развитии казачьего движения на Ставрополье, и делали осмысленным процесс продолжения казачьего дела не только с точки зрения идейной, но и материальной. В период с 1998 по 2003 год финансирование реестрового казачьего движения Ставрополья было, по сравнению с Доном и Кубанью, незначительным, и состояло, в основном, из спонсорской помощи. В 2003 году была принята краевая целевая программа "Государственной поддержки казачьих обществ Ставропольского края на 2003-2005 годы" в соответствии с которой Ставропольский казачий округ получал до 6-ти миллионов рублей ежегодно. Эти суммы позволяли казакам проводить краевые казачьи мероприятия, в том числе и социально значимые, чем казаки подтверждали, в первую очередь самим себе, законность собственных претензий на одно из ведущих мест в обществе. Для краевых властей выделение бюджетных денег казачьим обществам делало возможным влияние, хоть иногда и косвенное, на происходящие в казачьем движении процессы. Однако сложность получения бюджетных денег на проведение масштабных мероприятий (в том числе и молодежных казачьих игр), отсутствие механизма финансирования органов управления Ставропольского казачьего округа, а также оказания материальной помощи непосредственно казачьим обществам делали систему финансирования реестрового казачьего движения Ставрополья довольно неэффективной. Порядок и объем краевого финансирования удалось существенно изменить только благодаря событиям 2005 года. Первое обещание Г.Н.Трошева казакам России было выполнено 25 мая 2005 года. Атаманы казачьих войск Российской Федерации встретились с Президентом РФ В.В.Путиным в рамках проведения празднований 100-летия со дня рождения М.А.Шолохова в станице Вешенской. Атаман Терского казачьего войска В.П.Бондарев выступил с докладом, в котором подробно освещались проблемы казачьего движения на Северном Кавказе, особенно в национальных республиках. Было сказано и в отношении общеказачьих проблем, в частности, Бондарев предложил создать единую федеральную структуру управления реестровыми казачьими обществами Российской Федерации. Президент Путин обещал привнести в казачье движение России новый позитивный импульс, связанный с тем, что в Администрации Президента РФ был разработан проект Закона "О государственной службе Российского казачества" и направлен на рассмотрение в Государственную Думу. Встреча Президента РФ с казачьими атаманами не прошла бесследно, огромное значение ей уделялось не только в среде казачьей общественности, но и в целом среди всех тех, кто с интересом следил за событиями российской политики. Свои комментарии оставили и представители зарубежной прессы. Так корреспондент газеты "The Times" Джулиан Эванс писала: "Наполеон сказал однажды: "Дайте мне 20 тысяч казаков - и я покорю всю Европу, даже весь мир". Теперь президент Путин обращается к этническому меньшинству казаков, чтобы они помогли поддерживать порядок в беспокойных южных регионах России. Президент лично предложил в Госдуме законопроект по созданию особых казачьих подразделений службы безопасности для помощи в поддержании порядка и борьбы с терроризмом...Аналитики испытывают смешанные чувства в связи с этим проектом. Казаки славятся своей смелостью, и их сильные традиции могли бы сделать их неуязвимее в отношении коррупции - в сравнении с ФСБ или современной армией" (7, с.1). Казаки с надеждой ожидали принятия федерального Закона, связывая с ним возможность разрешения всех накопившихся за пятнадцатилетний период новой казачьей истории проблем, и делали это, даже не взирая на скептические замечания, доносившиеся, в основном, из лагеря казаков-общественников. Критики говорили, что будущий Закон является рамочным и не раскрывает таких фундаментальных понятий казачьей жизни как имущественная и территориальная реабилитация, казачье самоуправление в местах традиционного проживания казаков, общинная земельная собственность. В то же время сторонники Закона (и таких было большинство) призывали к спокойствию и говорили о необходимости принятия Закона в любом виде, пусть даже сыром, для того, чтобы дать казачьему движению России хоть какую-нибудь правовую платформу. Исполнение президентского обещания не заставило долго ждать. Уже 9 ноября 2005 года Закон Љ154 "О государственной службе Российского казачества" был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении, 23 ноября одобрен Советом Федерации РФ, а 5 декабря подписан Президентом РФ В.В.Путиным. Главными положениями Закона были определения, касающиеся взаимоотношений между казачьими обществами и структурами государственной и муниципальной власти, обозначены виды "государственной и иной службы российского казачества", а также порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации. Наряду с тем, что сам по себе факт принятия федерального Закона "О государственной службе Российского казачества" является важнейшим историческим событием, в Законе есть и существенные недоработки. В статье 5 данного Закона было прописано, что "...Российское казачество в установленном порядке: 1. оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2. принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3. принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4. осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации". На основании вышеизложенного можно понять, что те виды деятельности, которые для казачьих обществ на данный период являются основными, подпадают под определение "иной" (т.е. второстепенной) службы, да и само это понятие очень расплывчато и не имеет серьезного юридического обоснования. Право казаков, как и остальных граждан Российской Федерации, проходить государственную гражданскую, военную, а также правоохранительную службу и без того закреплено Конституцией и законодательством РФ, и говорить о том, что только Закон Љ154 открыл перед казаками перспективу нести эту службу, было бы нелепо. Наряду с тем, что казачьим обществам в вопросах организации службы давалась возможность заключать договора с соответствующими структурами власти, сам порядок заключения таких договоров (соглашений) не был определен. Да и в целом Закон имел рекомендательный характер и не обязывал федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований заключать с казачьими обществами договора о несении "государственной и иной службы". Казаки вновь оказались заложниками не только финансовой ситуации в регионах и в муниципальных образованиях, но и личных симпатий или антипатий государственных и муниципальных чиновников, от которых зависел вопрос допуска казаков к организации тех видов деятельности, которые возможно было профинансировать из бюджета. Кажется странным, что в Законе не было определено основным направлением казачьей службы подготовка и содержание в состоянии боевой готовности вооруженного резерва, находящегося под командованием Президента РФ. Остальные виды деятельности, прописанные выше, могли бы просто стать составными частями этой главной задачи. Этот вопрос стал наиболее актуальным в нынешнее время, когда была пересмотрена военная доктрина России. Отказ от системы многочисленных военных приграничных гарнизонов, необходимых при фронтальной войне, в пользу мобильной профессиональной армии, способной подавить очаговую опасность, делает актуальным создание милитаризованных групп гражданского населения, проживающего на приграничных территориях. И казачьи войска, географически прикрывающие Россию с юга, востока, а теперь и запада, могли бы стать составной частью системы безопасности страны. Вместе с тем нельзя не сказать и о главном позитивном факторе принятого Закона "О государственной службе Российского казачества". Заключается он в том, что наконец-то законодательно было подтверждено само существование казачьего движения в России, с которым приходиться считаться, и который невозможно выбросить из современного периода истории России с ярлыком "пережиток средневековья". Наметившийся общефедаральный позитивный процесс укрепления статуса казачьего движения России нашел своё проявление и на территории Терского казачьего войска. В Северной Осетии-Алании Президент Т.З.Мамсуров, возглавивший республику в 2005 году, начал оказывать серьёзную поддержку казачьим обществам Аланского округа. Появились предпосылки и для значительного увеличения бюджетного финансирования деятельности казачьего движения в этом регионе. Изменилась в лучшую сторону и ситуация в Ставропольском крае. В краевой целевой программе "Государственной поддержки казачьих обществ Ставропольского края на 2006-2008 годы", утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 20 апреля 2006 года Љ223, была обоснована сумма в размере 50-ти миллионов рублей (на трехлетний период). Увеличение бюджетного финансирования позволило часть выделяемых финансовых средств направить на нужды созданного в 2006 году по инициативе атамана Ставропольского округа М.И.Серкова и при поддержке атамана Терского казачьего войска В.П.Бондарева государственного учреждения "Ставропольский казачий культурный центр". Таким образом, был сформирован профессиональный штаб округа. Вдвое, по сравнению с предыдущим периодом, (с 1,5 миллионов до 3-х миллионов рублей ежегодно) увеличилось финансирование Ассоциации казачьих фермерских хозяйств, возглавляемой Д.Г.Молчановым. Казачьи хозяйства по программе поддержки казачьих сельхозпроизводителей получали компенсацию фактических затрат по покупке: ґ технических средств и запасных частей к ним - 40%; ґ сельскохозяйственных животных и рыбного посадочного материала - 50%; ґ семян, горючесмазочных материалов и кормов - 60%. Возможность получения компенсаций, пусть и на небольшую сумму (не более 200 тысяч рублей), являлось серьёзным подспорьем для казаков, занятых в сельском хозяйстве. Был наконец-то решен вопрос и о материальной поддержке казачьих отделов Ставропольского округа. Так на бюджетные средства были приобретены и переданы казачьим обществам 17 единиц автомобильной техники, сотовые телефоны, спортивный инвентарь, компьютеры и принтеры (8, с. 2). Каждый казачий отдел получил материальных ценностей, в среднем, на сумму 400 тысяч рублей. К сожалению, государственная поддержка казачьих обществ является существенной только на Ставрополье и в Северной Осетии-Алании. В Дагестане, Чечне и Кабардино-Балкарии бюджетное финансирование деятельности казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр, или же отсутствует, или же имеет мизерные объемы. Эйфория, связанная с событиями 2005 года (встреча войсковых атаманов с Президентом России и принятие Закона "О государственной службе Российского казачества"), сменилась растерянностью и разочарованием. На протяжении всего 2006 года казаки Терского казачьего войска, да и других казачьих войск России, с нетерпением ждали Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ - подзаконных актов, запускающих механизм реализации Закона "О государственной службе Российского казачества". И полное молчание со стороны федерального центра в отношении казачьего вопроса вызывало у казаков недоумение. Казалось, Москва специально оттягивала время, как это было и раньше, отложив "дорогой подарок" на тот момент, когда казачий электорат будет востребован на фоне каких-либо широкомасштабных событий политической жизни страны. И события эти - выборы в региональные и федеральный Парламент 2007 года и Президентские выборы 2008 года были уже не за горами. В сентябре 2006 года Большой Круг Терского казачьего войска, проходивший во Владикавказе, большинством голосов переизбрал атамана В.П.Бондарева на третий срок. Начало нового периода правления атамана Бондарева было связано и с новшеством в общественной жизни Терского казачьего войска. Если ранее в казачьей среде декларировался принцип политического нейтралитета ("казаки - вне политики"), то теперь, накануне выборов в Государственную Думу Ставропольского края, (состоялись 11 марта 2007 года), терцев начали призывать к политической активности. В подкрепление факта включения атамана Бондарева на конференции политической партии "Единая Россия" в партийный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Ставропольского края, Совет атаманов Ставропольского казачьего округа 29 декабря 2006 года принял решение о создании в каждом казачьем отделе Комитета сторонников "Единой России". 27 января 2007 года в Ставрополе состоялся Казачий форум сторонников партии "Единая Россия", в работе которого приняло участие около 1 500 казаков. Перед терцами выступали политические деятели, возглавившие краевой партийный список кандидатов в депутаты: Губернатор Ставропольского края А.Л.Черногоров, заместитель Председателя Государственной Думы РФ В.С.Катренко, Председатель Государственной Думы Ставропольского края Ю.А.Гонтарь, атаман Терского казачьего войска В.П.Бондарев. На форуме казаками было принято решение о поддержке на предстоящих выборах политической партии "Единая Россия". Прокомментировать эти события сложно. Разворот на 180 градусов, от полной аполитичности до бескомпромиссной поддержки партии "Единая Россия", безболезненно прошел для тех казачьих лидеров, и казачьих обществ, ими возглавляемых, которые и до этого принимали участие в политической жизни региона. Отстаиваемое ими ранее мнение о необходимости участия не только в качестве статистов в происходящих политических процессах, но и активно внедряться в перспективные политические движения и партии, наталкивалось на непонимание и отторжение. Теперь ситуация стремительно менялась. В эпоху современных правовых реалий, когда федеральное законодательство окончательно захлопнуло двери в Государственную Думу Российской Федерации перед внепартийными кандидатами в депутаты, среди некоторой части казаков возникло осознание необходимости формирования явно выраженной собственной политической стратегии. Иначе казачье движение России будет окончательно и бесповоротно вычеркнуто из списка общественно-политических групп, участвующих в процессе формирования правового поля страны. Первый шаг казачьей политической стратегии должен заключаться в как можно более массовом участии казачьих обществ в избирательных кампаниях на местном уровне, и муниципальные выборы в Ставропольском крае в 2006 году доказали возможность победы казаков. Так первая проба политической борьбы была удачной - более 30 казаков Ставропольского округа вошли в состав депутатского корпуса, или же возглавили исполнительную власть на местах. К примеру, атаман Средне-Кубанского отдела А.Ермолов был избран Главой с. Кочубеевского (райцентр в Ставропольском крае), сотник Минераловодского отдела К.Гамаюнов занял должность Главы города Минеральные Воды. К сожалению, до сих пор в казачьей среде существуют негативные факторы, мешающие процессу консолидации казаков вокруг общих политических целей и задач. Некоторая часть казачьей общественности лишь по инерции принимает участие в начавшемся политическом процессе, не понимая, и не желая понимать, его сущности. Главная опасность таится в том, что как атаманы, так и рядовые казаки некоторых казачьих обществ пребывают в состоянии затяжной ностальгии по тому психологическому настрою, который сопутствовал казачьему движению в начале 90-х годов. Люди живут воспоминаниями о многотысячных акциях, в результате которых казаки пытались (и очень часто безуспешно) решить какие-либо общественно-политические вопросы, о той иллюзии власти, которую казаки применяли к попавшим в водоворот тех событий людям, и главное, о беззубости властей всех уровней перед лицом казачьей стихии. Существует и ещё одна негативная тенденция, также свойственная некоторым казачьим обществам Терского казачьего войска. Здесь ностальгия о былом соседствует с полярно иными настроениями. Если в предыдущем случае присутствует пример псевдо-идейной бездейственности и даже инфантильности, приукрашенных былыми (иногда мифическими) заслугами, то в других казачьих обществах мешает консолидации казаков коммерциализация, которая порождает многочисленные скандальные финансовые истории, приводящие к смене атамана и правления. Достигнув на каком-то этапе значительного подъема, такие казачьи общества, в итоге погрязшие в череде скандалов и кризисов, значительно слабели и теряли позиции в обществе. Современный период российской истории принес в казачью среду многочисленные иллюзии, связанные то с государственной службой, то с возможностью силового влияния на власть, то с желанием поспекулировать "казачьей идеей" в коммерческих целях. И каждая из этих химер разбивалась о стену реальности сегодняшнего дня, в котором казачье движение, подстраиваясь под ритм жизни общества эпохи тотального прагматизма, не выдерживало конкуренции с более энергичными, консолидированными и беспринципными силами, играющими на своем поле и по своим правилам. Говоря о казачьих проблемах, нельзя не упомянуть и о кадровом голоде в казачьих структурах. Ускоряющийся темп современной жизни не позволяет отставать от общих образовательных и профессиональных требований, предъявляемых сегодня к руководителю любого уровня, иначе казачьи общества не смогут претендовать на право влияния на политический, социальный и экономический климат не только в стране или в регионе, но и на местах. Делая ставку на второстепенные цели и задачи, акцентируя внимание на эрзац-службе и неумелых экономических потугах, мы уходили всё дальше и дальше от самой главной идеи "возрождения казачества" - необходимости возрождения казачьей общины. Занять достойное место в политической системе страны, создать мощную казачью экономику и целенаправленно отстоять необходимость несения казаками государственной службы можно только при условии воссоздания казачьего социума, в котором традиционализм, принципы самоорганизации и система отношений внутри него стоят на уровне подобных процессов в религиозной общине. Имея богатый потенциал казачьей культуры, необходимо внедрять элементы старого уклада с поправкой на социально-экономические и политические реалии сегодняшнего дня, и делать это, прививая не поверхностное восприятия православия, но стремление к глубинному осознанию христианского вероучения. Это позволит создать в казачьих обществах и действенную социально значимую систему. Вопросы отношений между старшими и младшими, мужчиной и женщиной, ребенком и родителями, а также призрение сирот, вдов и инвалидов в такой системе должны строиться не только на основе федерального и регионального законодательства, но и, в первую очередь, обычного общинного права (в современном его варианте). Только такая общественная модель - милитаризованная община, построенная на фундаменте православного традиционализма, сможет не только устоять, но и добиться как экономических, так и политических успехов. Стоит отметить ещё один позитивный фактор Закона "О государственной службе Российского казачества": именно осознание его ущербности может подтолкнуть казаков к вопросу необходимости борьбы за власть, поскольку упомянутый Закон будет успешно реализовываться только там, где законодательная и исполнительная власть сконцентрирована в руках у казаков. И именно от того, будут ли они победителями политических баталий будущего, напрямую зависит возможность перехода понятия "государственная и иная служба российского казачества" от иллюзии к долгосрочной осязаемой перспективе. Примечания: 1. Таболина Т.В., Казачество: формирование правового поля. - Москва, 2001. 2. Петров Г., Большой Круг Терского войскового казачьего общества. - "Казаки" Љ1, 2003. 3. "Терский казак", Љ9 (10), сентябрь 2005. 4. Масалов А.Г., Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI века. - Ставрополь, 2002. 5. "Донские войсковые ведомости", Љ9 (162), 18 ноября 2005. 6. Податев В., Казаки: прошлое, настоящее, будущее. - "Казаки" Љ1, 2003. 7. Julian Evans, Putin sends for Cossacks in fight against terrorism. - "The Times", July 02, 2005. 8. "Казачий Терек", Љ7(95), июль 2006. http://artofwar.ru/g/gubenko_o_w/text_0021.shtml Об авторе - сам автор: Губенко Олег Вячеславович Служил в Чечне в марте-апреле 1996 года в составе 694-го казачьего ОМСБ имени генерала Ермолова, прошел боевой путь батальона с первого до последнего дня. Участвовал в штурме Заводского района Грозного 8 марта, Старого Ачхоя - 21 марта, Орехово - 29-30 марта. Последняя точка службы - аул Беной Веденского района. Во вторую Чеченскую войну с 1999 по 2002 год непосредственно занимался отправкой на службу контрактников в зону боевых действий, в связи с чем многократно бывал на этой территории (Наурская, Шелковская, Знаменское, Грозный, Ножай-Юрт). С 1999 года по настоящее время являюсь атаманом Минераловодского отдела Терского казачьего войска.



полная версия страницы