Форум » Етнографія » Этнический состав населения Кавказа » Ответить

Этнический состав населения Кавказа

admin: Этнический состав населения Кавказа Кавказ – один из немногих регионов на нашей планете, этнический состав населения которого чрезвычайно пёстр и разнообразен. При относительно небольшой площади (около 440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают представители более 100 различных народов, говорящих на различных языках и их диалектах, имеющих различную материальную и духовную культуру, происхождение, отличающихся по особенностям психологического склада и многим другим параметрам. Ещё в средневековых арабских источниках, упоминавших о Кавказе, говорилось: «Кавказ – гора языков». Скоплению столь внушительного числа этносов на сравнительно небольшой территории способствовали, прежде всего, условия горной местности, где гораздо сложнее, чем в равнинных областях, поддерживать связь с соседними районами. Особенно чётко эта закономерность прослеживается в горном Дагестане. Там население группы соседних аулов может говорить на различных языках. Нередки случаи, когда определённый язык имеет распространение лишь в одном ауле, а число людей, говорящих на нём, не превышает тысячи человек. Исследование этнического состава населения Кавказского региона представляет собой большой интерес. Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, а затем и Чечня оказались ареной кровопролитных войн, унесших жизни многих десятков тысяч людей, разрушивших инфраструктуру и народно-хозяйственный комплекс, навсегда искалечивших судьбы мирных жителей всех национальностей, оказавшихся в зоне вооружённого противостояния. Одной из важнейших причин всех этих событий можно считать сталинскую национальную политику, последствиями которой явились откровенный геноцид целой группы народов, их насильственное выселение за пределы исторической родины; волюнтаристское изменение границ союзных и автономных республик; выстраивание вертикальной системы административно-территориального управления; решение национального вопроса в угоду сиюминутным политическим целям и личным интересам. Ещё одной, несомненно важной причиной является русская экспансия в данном регионе. Расширение территории Российского государства на юг проходило зачастую насильственными методами, навязыванием чуждой политической воли местным народам, а в итоге чуть ли не поголовным выселением целых этносов за пределы Кавказа (особенно это коснулось адыгов, абхазов и убыхов. А последние вообще исчезли как народ.) Русская экспансия выразилась в полувековой Кавказской войне, в результате которой были покорены Чечня, Дагестан и Северо-Западный (адыгский) Кавказ. Впоследствии царская администрация, а вслед за ней советская власть жёстко подавляли каждую попытку восстания горских народов Кавказа. Отголоском тех далёких событий 19-го века служит сегодняшняя проблема Чечни. Этим же отчасти вызваны сегодняшние разногласия между Грузией и Россией. Чтобы лучше осмыслить всё то, что происходило и происходит на Кавказе, а также по возможности спрогнозировать будущие события, необходимо всестороннее изучение этого региона, в том числе изучение сложной этнической мозаики Кавказа, придающей этому прекрасному краю неповторимый колорит. Именно рассмотрение и описание всего многообразия народов Кавказа и является основной целью данной работы. Основную задачу работы можно охарактеризовать, как попытку показать все те огромные различия, которые существуют между народами края, и вместе с тем их схожесть и историческое единство, обусловленное тысячелетиями совместного проживания на общей родине – Кавказе. Основная часть работы разделена на несколько глав, описывающих население Северного Кавказа, Закавказья и отдельно Дагестана. О населении Дагестана рассказывается в отдельной главе, так как эта республика представляет собой одну из самых сложных в этническом отношении областей не только в России, но и во всём мире. Такое разделение довольно условно, поскольку многие народы проживают как на Северном Кавказе, так и в Закавказье. Так, например, об осетинах будет рассказываться в главе, посвящённой Северному Кавказу, хотя этот народ проживает по обе стороны от Главного Кавказского хребта. То же самое касается лезгин, значительная часть которых проживает на территории Азербайджана. Особое внимание уделено связи этносов с их языками - предмету изучения этнолингвистики. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Этническая картина Северного Кавказа начала складываться в глубокой древности. Тот компонент населения, который принято называть «исконно» кавказским и который послужил основой для образования абхазо-адыгских и нахско-дагестанских народов, а также оказал существенное влияние на этногенез других народов Кавказа, по-видимому, проник на территорию Кавказа 4-5 тысячелетий тому назад с территории Малой Азии, а, возможно, уже к тому времени заселял территорию Кавказа. У науки на этот вопрос однозначных ответов нет. Однако, ясно, что уже тогда абхазо-адыгский и нахско-дагестанский праязыки существовали обособленно друг от друга. Впоследствии они разделились на современные языки северокавказской семьи. Абхазо-адыги заселили Западный Кавказ, а нахскодагестаноязычные племена – Северо-Восточный Кавказ. Кроме того, на территорию Северного Кавказа переселялось тюркоязычное население, которое сыграло решающую роль в этногенезе современных кумыков, ногайцев, карачаевцев и балкарцев. В средние века на большей части территории Северного Кавказа существовало могущественное государство аланов. Аланы, будучи ираноязычным народом, явились непосредственными предками современных осетин, что отражено в названии Республики Северная Осетия – Алания. Впоследствии в этногенезе народов Северного Кавказа участвовали различные по происхождению племена и народы. Каждый из них наложил свой отпечаток на этнический облик населения региона. В 19 веке значительные территории Северного Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь оказывая огромное влияние на коренное население края. Несмотря на столь сильную этническую пестроту населения Северного Кавказа, в расовом отношении оно практически однородно. Абсолютное большинство коренного населения принадлежит к южной ветви большой европеоидной расы. Это относится также к живущим на Северном Кавказе армянам, грекам, грузинам и азербайджанцам. Лишь у ногайцев преобладают монголоидные черты. Во внешнем облике русских, украинцев и ряда других народов преобладают северо- и средн

Ответов - 1

admin: На самом юге Дагестана и в приграничных районах Азербайджана проживают рутульцы (рутулы). Общая численность рутульцев в России около 30 тысяч человек, в Азербайджане – около 2 тысяч человек. Самоназвание рутульцев «мых адбыр», «мюхадар». Рутульцы говорят на рутульском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, распадающемся на мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский диалекты. Письменность на рутульском языке отсутствует. По вероисповеданию большинство рутульцев – мусульмане-сунниты. Ранняя история рутульского народа связана с государственным образованием Кавказская Албания. В 16 веке на территории рутульцев существовал союз сельских общин Рутульский магал. В 1812 году он был присоединён к России. Основные занятия – животноводство и пашенное земледелие. К традиционным домашним помыслам относятся сукноделие, ковроткачество, производство войлока, обработка камня, меди и серебра. Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. У рутульцев развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, поэзия. В центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях живут агулы. Самоназвание агулов «агулар» (житель Агула). Общая численность агулов в России около 25 тысяч человек. Агулы говорят на агульском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи, делящемся на тпигский, керенский, кошанский, буркиханский, фитинский. Агульский язык имеет письменность на основе русской графики. Среди агулов распространены также лезгинский, азербайджанский и русский языки. В религиозном отношении агулы являются мусульманами-суннитами. Наиболее ранние сведения об агулах относятся к 7 веку. В 14-18 веках агулы в составе Казикумухского шамхальства объединялись по ущельям в союзы сельских общин, характерные для большинства народов горного Дагестана. Во второй половине 19-го века вошли в состав России. Традиционные занятия – пашенное земледелие и скотоводство. На равнине развивается садоводство. Из домашних промыслов сохраняется только ковроткачество. Традиционной социальной организацией является сельская община. Дома в селениях примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Традиционная пища – мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр). Фольклор состоит из лирических, бытовых песен, плачей, сказок, пословиц и поговорок, а также танцев. В высокогорной зоне труднодоступного Рутульского района Дагестана и в предгорной зоне северного Азербайджана проживают цахуры. Численность цахуров в России около 10 тысяч человек, в Азербайджане – 15 тысяч человек. Цахуры говорят на цахурском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Цахурский язык имеет два диалекта: цахский и гельмецкий. Язык бесписьменный. Среди цахуров широко распространён азербайджанский язык, в меньшей степени – русский. Верующие – в основном мусульмане сунниты. История, традиционная культура и фольклор цахуров тесно связаны с историей и культурой соседних народов Южного Дагестана: лезгин, рутульцев, агулов. В бассейне реки Хатар по соседству с аварцами проживают арчинцы. Численность арчинцев в Дагестане и в целом по России около 1,5 человек. Самоназвание «аршиштиб». Арчинцы говорят на арчинском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Арчинский язык бесписьменный. Широкое распространение имеют аварский, лакский и русский языки. Верующие в основном – мусульмане сунниты. Арчинцы испытывают сильное культурное влияние аварцев и постепенно консолидируются с последними. Во многих советских переписях арчинцы вообще не выделялись как этнос. На крайнем западе Республики Дагестан по границе с Чеченской Республикой проживают многочисленные андийские и цезские народы. Большинство из этих народов – малочисленные этносы, насчитывающие по несколько тысяч представителей. Общая численность андо-цезских народов в России составляет по официальной статистике 55-60 тысяч человек, хотя в реальности несколько выше (многие представители этих народов в переписях указывают в графе национальность «аварец», родным языком при этом называя один из андо-цезских языков). К андийским народам относятся андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы и чамалалы. Андийские народы говорят на андийских языках (каждый соответственно на своём) нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Письменным является только андийский язык, на котором говорит около 30 тысяч человек. Среди андийских народов широко распространёны аварский, чеченский, азербайджанский и русский языки. Верующие – мусульмане-сунниты. В литературе андийские народы впервые упоминаются в 1 веке в сочинениях Плиния Старшего. Они занимали обширные территории по реке Андийское Койсу, где их, очевидно, ассимилировало местное аварское население. Традиционные социальные отношения – патриархальные. Андийские народы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев. Селения располагались по склонам ущелий. Строились 3-4 ярусные башни с бойницами. Жилища каменные, как и других народов горного Дагестана. Литература развивается в основном на аварском языке, на котором ведётся преподавание в школах, а фольклор двуязычен (аварский и родной языки). На крайнем юго-западе Дагестана на границе с Грузией и Чечнёй проживают цезские народы. К цезским народам относятся цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы и хваршины. Цезские народы говорят на цезских языках нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Цезские языки бесписьменны. Среди цезских народов широко распространён аварский язык, представители старшего и среднего поколения владеют также грузинским. Верующие – мусульмане-сунниты. История цезских народов тесно связана с историей андийских народов и аварцев. Культура также близка к андийской и аварской. На востоке Дагестана в пределах Кумыкской равнины и прилегающих предгорных районов проживают кумыки. Кумыки являются одним из коренных народов Дагестана, несмотря на отличие их языка. Кумыки составляют значительную долю в населении Махачкалы. Небольшие группы кумыков проживают в Чечне, Северной Осетии и других регионах Российской Федерации. Общая численность кумыков в России около 420 тысяч человек. Самоназвание «кумук». Кумыки говорят на кумыкском языке тюркской группы алтайской семьи. Основные диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский. Письменность на основе кириллицы. Среди кумыков широко распространён русский язык. Верующие – мусульмане-сунниты. Первые упоминания о кумыках относятся ко 2-ому веку. Формирование кумыков как этноса относится к 12-13 векам. На территории Кумыкской равнины существовал ряд раннегосударственных образований. Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство и садоводство. Пищу составляют мучные, мясо-молочные блюда – шорпа, хинкал, долма, плов, шашлык, соус, каши, халва. Из напитков популярностью пользуются чай, айран и шербет. В фольклоре широко представлена обрядовая и эпическая поэзия. Развит музыкальный фольклор и традиционные танцы (кумыкская лезгинка). В степных районах Дагестана и сопредельных районах Чечни живут ногайцы. Отдельные группы ногайцев проживают в Ставрополье, Карачаево-Черкесии и других регионах. Общая численность ногайцев в России около 85 тысяч человек. Ногайцы называют себя «ногай». Ногайцы говорят на ногайском языке тюркской группы алтайской семьи. Ногайский язык имеет два диалекта: караногайский и кубанский (распространён в КЧР). Литературный язык на основе караногайского диалекта. Письменность на русской графической основе. Среди ногайского населения распространён русский язык. Верующие – в основном мусульмане-сунниты. В 14-15 веках на осколках Золотой Орды возникает самостоятельное государство Ногайская Орда. На северном Кавказе ногайцы появились в 15 веке. С момента включения Северного Кавказа в состав России Ногайская степь не раз была разделена между Дагестаном, Чечнёй и Ставропольским краем. Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство. Разводили также домашнюю птицу, занимались охотой и рыболовством. Характерный тип ногайских поселений – кочевые аулы. Традиционное жилище – кибитка (юрта) и дом (уьй). Ногайская юрта была двух видов: большой и маленькой. Фольклор представлен богатырскими поэмами, обрядовой поэзией, сказками, легендами, анекдотами, пословицами, поговорками и загадками. Развиты музыкальный фольклор и хореография, народные игры и спортивные состязания. В южных районах Дагестана и северных районах Азербайджана проживают таты. Многие таты живут в городах. Общая численность татов в России свыше 20 тысяч человек. Численность в Азербайджане около12 тысяч человек. Самоназвание «тат». Таты говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи. Татский язык подразделяется на северный и южный диалекты. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Южный диалект представлен на территории Азербайджана. Письменность на русской графической основе. Среди дагестанских татов широко распространён русский язык, среди азербайджанских – азербайджанский. Среди верующих – большинство придерживается иудаизма (отсюда бытовое название татов - «горские евреи»). Есть также мусульмане-шииты и христиане-монофиситы. Таты переселились на территорию Кавказа из Ирана. На территории Ирана до сих пор проживает этническая группа, близкородственная кавказским татам и именующая себя «тат». Таты близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана. Традиционные занятия – земледелие, садоводство и виноградарство. Развиты художественные ремёсла (ковроткачество, изготовление медной посуды). ЗАКАВКАЗЬЕ Закавказье – это территория возникновения и развития древних цивилизаций. Территория Закавказья была заселена человеком с древнейших времён. Довольно рано сложилась похожая к современной этническая картина на территории этого региона. В первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Закавказья и смежных областей образуется рабовладельческое государство Урарту. Племена, населявшие это государство, послужили важнейшим компонентом в формировании армянского народа. Позднее возникают другие государства: Колхидское царство на территории современной Западной Грузии и Абхазии (6 век до н.э.), Иберия в восточной Грузии (4-3 века до нашей эры). По летописным данным Колхидское царство населяли колхи. Об этнической принадлежности колхских племён говорить сложно. Некоторые исследователи полагают, что колхи являются непосредственными предками современных мегрелов и лазов; другие полагают, что колхи являются этническими предками абхазо-адыгских племён. Однако есть третья версия, согласно которой население Древней Колхиды не оставило прямых потомков и было ассимилировано картвельскими племенами, пришедшими на территорию Колхиду с территории Центрального Закавказья. Во 2-ом веке до н.э. образуются крупные государства: Албания Кавказская на территории современного Азербайджана и Великая Армения. Великая Армения была одним из сильнейших государств того времени. Территория древнего армянского государства была гораздо больше, чем современная территория Республики Армения. К началу нашей эры на территории Закавказья уже проживали предки большинства современных народов региона. Территорию современной Абхазии заселяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, санигов, мисимиан и некоторых других. Протоабхазоадыгские племена переселились на территорию Западного Кавказа из Малой Азии, по всей видимости, 4-5 тысячелетий тому назад. При этом древнеадыгские племена продвинулись на Северный Кавказ, а древнеабхазские заселили северо-западную часть Закавказья. Территорию современной Грузии населяли многочисленные древнекартвельские племена. Около 4-3 тысячелетий назад предки современных грузин, по мнению ряда крупных учёных, переселились по ущелью реки Куры с территории Малой Азии в Центральное Закавказье с последующим передвижением к побережью Колхидской низменности. Древнеармянские племена задолго до новой эры населяли территорию Армянского нагорья и сопредельных областей. По всей видимости, армяне являются древнейшим из ныне существующих народов Кавказа и одним из древнейших народов мира. Лишь население Азербайджана того периода в этническом отношении сильно отличалось от современного. Азербайджан населяли многочисленные коренные народы, ассимилированные тюрками лишь в позднем средневековье. Они восприняли тюркский язык и культуру, постепенно консолидируясь в азербайджанскую нацию. Кроме того, на севере Азербайджана издревле проживали народы, говорящие на дагестанских языках. Современная их численность крайне невелика, но они продолжают существовать как самостоятельные этносы, сохраняя в быту родные языки и традиционную культуру. Средневековая история Закавказья представляет собой борьбу различных местных и иноземных государств за власть в регионе. В это время возникают Картлийское, Абхазское, средневековое Армянское царства. В дальнейшем, при слиянии Абхазского царства и Картли, возникает «царство абхазов и картвелов», которое в исторической литературе обычно принято называть Грузинским царством. В этногенезе народов Закавказья приняли участие различные пришлые этнические элементы: аланы, арабы, тюрки, персы и многие другие. Однако на большей части территории региона коренным народам удалось сохранить родные языки и культуру. Так например, абхазо-адыгские и картвельские языки эндемичны для Кавказа, и родственных им языков не встретить в других регионах планеты. С конца 19-го века в Закавказье начинают селиться представители славянских народов. Эти поселенцы были в основном русскими. Было небольшое число украинцев и поляков. Первоначально это были отдельные представители царского руководства, землевладельцы, православные священники, старообрядцы, бежавшие на окраины империи от религиозных преследований. В советское время начался массовый приток русского населения в республики Закавказья. Их социальная принадлежность была несколько другой: квалифицированные рабочие, учёные, партийные работники и т.д. Русское население в Закавказье проживает в основном в гор



полная версия страницы