Форум » Історія » ОЧЕРК ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ » Ответить

ОЧЕРК ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

admin: ОЧЕРК ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ РАССЕЛЕНИЯ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ В качестве особой субэтнической еврейской группы горские евреи (самоназвание – джугьур, juhur; (мн. ч. джугьургьо (juhurho) или джугьуру(н)) сформировались на Восточном Кавказе – на территории современных Республики Дагестан (в составе Российской Федерации) и Азербайджанской Республики. Их разговорным языком является так называемый еврейско-татский или горско-еврейский язык, который сами горские евреи называют джугьури (juhuri). В его основе лежит диалект среднеперсидского. Горско-еврейский язык содержит также довольно значительный пласт лексических заимствований из арамейского и древнееврейского и, кроме того, из современных азербайджанского, кумыкского и др. языков. В этнокультурном отношении горские евреи являются частью мира иранского еврейства, с которым они еще в начале XIX в. – до включения Восточного Кавказа в состав России – поддерживали довольно тесные связи. Об этом может свидетельствовать, например, их знакомство с языком зебони ‘имрани[1], посредством которого иранские евреи, говорившие на различных диалектах, общались между собой[2]. Несмотря на некоторые различия в культуре между отдельными этнографическими группами горских евреев, их представители легко роднились друг с другом, но при этом очень редко вступали в браки с представителями других еврейских субэтнических групп – ашкеназами, грузинскими и среднеазиатскими евреями. Вплоть до последних десятилетий ХХ в. горские евреи очень редко вступали в браки с иноверцами, а бóльшая часть смешанных браков в этот период приходилась на евреев-ашкеназов[3]. В целом же, можно констатировать, что для горских евреев характерна ярко выраженная эндогамия[4]. Кавказские народы при наименовании горских евреев используют адаптированный к их языкам тюркско-иранский термин джууд||джиут «еврей»: лезгины – ччувуд, табасаранцы – жугьуд, азербайджанцы и кумыки – жугьуд, даргинцы жуфуд и т.д. При этом важно иметь в виду, что джууд||джиут восходит к др.-евр. *ehud «иудей, представитель колена Иуды». Эндоэтноним джугьур (juhur) также представляет собой одну из форм тюркско-иранского *джууд, причем ротация *д>р является одной из характерных особенностей горско-еврейского языка. Кстати, идентифицируя себя в качестве евреев, горские евреи иногда применяют к себе также и неискаженное тюркско-иранской передачей исходное, др.-евр. ehud, а также ivri, но оба эти термина используются крайне редко – в основном, людьми, имеющими религиозное образование, и, в основном, в контексте еврейской религиозной традиции. Кстати, этноним «джугьур» горские евреи употребляют и в отношении представителей других еврейских субэтнических групп, а также в отношении всего еврейства в целом, но при этом, в случае необходимости, вводятся уточнения – русские евреи или наши евреи и т.д. Сочетание горские евреи было введено в оборот русской военной администрацией в XIX в., что объяснялось необходимостью отличать восточнокавказских евреев от европейских, причем определение «горский» было связано с тем, что в тот период в официальной номенклатуре русской военной администрации все кавказские народы, независимо от зоны своего традиционного проживания, именовались горскими. Тогда же, в XIX в., сочетание «горские евреи» вошло в этнографическую литературу, а при советской власти оно долгое время являлось официальным названием этого народа[5]. I. Исторические свидетельства о пребывании евреев на Восточном Кавказе в средневековый период В ряде своих работ я попытался дать обоснование гипотезы о том, что появление первых еврейских общин на Восточном Кавказе относится к сасанидской эпохе или, точнее, к VI в., и что оно было связано с насильственным переселением в этот край тех евреев Вавилонии, которые участвовали в движении маздакитов[6]. В качестве одного из доводов в подтверждение этой гипотезы мною было приведено свидетельство албанского историка Мовсэса Каланкатуаци о евреях, которые во время событий 627–628 гг., когда на территорию Закавказья вторгся византийский император Ираклий (610–641), жили в городе Партаве (более позднее арабизированное название этого города – Берда‘а), административном центре Кавказской Албании[7]. Это самое раннее свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе. Хорошо известно, что в более ранний период евреи жили на территории Большой Армении, и, следовательно, они могли переселиться из Армянского Аршакидского царства в Албанию[8]. Однако против подобного предположения можно привести ряд очень важных контраргументов. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что, согласно данным армянских историков V века Мовсэса Хоренаци и Фавста Бузанда[9], потомки тех евреев, которых в I в. до н.э. армянский царь Тигран II (около 95 – около 55) переселил из Сирии и Малой Азии в Большую Армению, были зимой 368–369 г. уведены в плен и поселены в Хузестане (Сузиана) и Исфахане. Напомню, что в данном случае имела место акция, направленная на экономическое ослабление Армянского Аршакидского царства: все армянские города были взяты штурмом и разрушены (кстати, в Армении евреи жили именно в городах), а, кроме того, персидскими солдатами были вырублены все плодовые деревья[10]. О том, насколько планомерно и пунктуально персы проводили эту акцию, свидетельствует тот факт, что с этого времени источники больше уже не упоминают о евреях Большой Армении. Таким образом, евреи не могли переселиться в город Партав из Армении. Можно было бы рассмотреть возможность переселения евреев в Партав из Грузии, но этому препятствует отсутствие каких-либо данных на этот счет. Единственный же довод против возможности такого переселения состоит в следующем. Во-первых, в армянских источниках V века, в частности, в сочинениях Фавста Бузанда и Елишэ, неоднократно приводятся очень подробные списки восточнокавказских народов, но при этом евреи там не упоминаются ни разу, то есть следует полагать, что в Западном Прикаспии евреи появились несколько позднее. Во-вторых, Партав возник при сасанидском шаханшахе Каваде I (488–531)[11], и, судя по всему, этот город, как и многие другие укрепленные пункты, строившиеся на Восточном Кавказе при Каваде I и его сыне Хосрове I Ануширване (531–579), был заселен выходцами из Ирана. Таким образом, можно считать неслучайным тот факт, что первое свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе связано именно с новым городом, возникшим в VI в., в период правления Кавада I. И следует полагать наиболее вероятным, что партавские евреи являлись выходцами из Ирана, но – не из Грузии. А если это так, то можно предположительно говорить о том, что упоминание о партавских евреях является самым ранним свидетельством переселения какой-то части вавилонских евреев на Восточный Кавказ. 2. Следующее по времени свидетельство о пребывании евреев на Восточном Кавказе принадлежит арабо-персидскому автору Ибн Рустэ, сочинение которого было написано в начале Х в., но его сообщение, которое будет рассмотрено ниже, относится к более раннему периоду – к IX или, может быть, даже к VIII в. Ибн Рустэ пишет, что по соседству с владением Сарир есть город Хайдан, царь которого – Адзар-Нарса – исповедует три религии: в пятницу он молится с мусульманами, в субботу – с евреями, в воскресенье – с христианами[12]. Топоним «Хайдан» следует реконструировать как *Хайдак[13], то есть Кайтаг. Таким образом, в данном сообщении Ибн Рустэ можно видеть прямое свидетельство пребывания евреев к северу от Дербента, по крайней мере, начиная с IX в. 3. Следующее такое свидетельство связано с хазарским документом, который известен как «Кембриджский Аноним» или «Текст Шехтера». В нем сообщается, что после того, как хазары обратились в иудаизм, они достали из пещеры «в долине TYZWL» священные еврейские книги[14]. По мнению П.К. Коковцова, В.Ф. Минорского и О. Прицака, Тизул – это неправильное написание ойконима Тарку[15]. Кстати, в письме хазарского царя Иосифа этот же ойконим передается как Т-д-лу. Тарку (горско-евр. Торху, Торхун) – это местное, дагестанское название города Семендера, первой столицы хазарских каганов (современный поселок Тарки, ныне находящийся в черте города Махачкалы). Если принять во внимание, что евреи должны были успеть укрыть свои священные книги в указанной пещере еще до обращения хазар, и что принятие иудаизма хазарами относится к VIII или IX в., то пребывание евреев в районе Тарков надо относить к более раннему времени – по крайней мере, к VII или началу VIII в. 4. Следующее по времени известие о восточнокавказских евреях хорошо известно. Оно принадлежит французскому дипломату Гильому де Рубруку, который в XIII в. посетил Дербент и области, расположенные к югу от этого города. Он сообщает, что множество евреев жило в городе Самароне (Шабран), а также и в некоторых других населенных пунктах. Последние, судя по описанию де Рубрука, являлись укрепленными поселениями, входившими в систему Гильгинчайской длинной стены[16]. Кстати, из одного горско-еврейского предания, зафиксированного в XIX в. И.Я. Черным[17], следует, что в крепости Чирахкала, входившей в систему Гильгинчайской стены, евреи жили еще до периода восточнокавказских походов Надиршаха, то есть, по крайней мере, с XVII в. 5. Еще одно свидетельство принадлежит неизвестному автору истории дагестанского аула Ирхан. Там сообщается буквально следующее: «В квартале (алламах) Каршаб[18] было тридцать пять еврейских домов, которые платили харадж эмиру Ирхана»[19]. В связи с этим сообщением можно заметить, что в средневековых арабо-персидских источниках нет сведений о стране или городе Ирхан, но они присутствуют во всех списках дагестанского исторического сочинения «Дербенд-наме», которое дошло да нас в переработанном виде, причем уже установлено, что данная переработка принадлежит автору XVII в. Мухаммаду Аваби Акташи. Надо полагать, что сведения об этом городе, фигурирующие в истории аула Ирхан, так же как и сведения «Дербенд-наме», восходят к обнаруженному А.К. Аликберовым протографу «Дербенд-наме», датируемым приблизительно XII веком[20]. В таком случае, данное свидетельство о евреях аула Ирхан надо относить к тому же XII в. 6. О значительной древности еврейской общины Каракайтага свидетельствуют предания об ущелье Джууд-Гатта (кайтаго-даргинск. ЖугьутIла кьатти[21], даргинск. ЖугьутIла къатта[22] «Еврейское ущелье»). У горских евреев оно было известно как Дерей-Гата (Дерей-Гъэте, Derey Qäte) «ущелье Гата, Гатинское ущелье». По преданию горских евреев Маджалиса, в давние времена их предки жили именно в этом ущелье, расположенном в нескольких километрах выше от Маджалиса[23]. А.-К. Бакиханов относил основание Маджалиса как резиденции кайтагских уцмиев к концу XVI в.[24] В таком случае, возникновение еврейского поселения в Гатинском ущелье следует относить к более раннему периоду – по-крайней мере, к началу XVI или даже к XV в.[25] Приведенные свидетельства позволяют сделать вывод о том, что на протяжении всего средневекового периода, начиная с VII в., а, вероятнее всего, даже с VI в., на Восточном Кавказе уже имелось еврейское население – как к северу от Дербента, так и к югу от него. Однако, нельзя не заметить, что между упоминаниями о восточнокавказских евреев в средневековый период и между упоминаниями о них Адамом Олеарием[26] (XVII в.) существует некоторый хронологический разрыв – в 200 лет или даже больше, что создает определенную проблему в попытках наметить генетическую связь между средневековыми евреями Восточного Кавказа и современными горскими евреями. Однако следует принять во внимание, что для периода XIV–XVI в. источников по истории этого края очень мало, и особенно по его этнической истории. Этим, на мой взгляд, и объясняется отсутствие свидетельств о пребывании евреев на Восточном Кавказе в этот период. Впрочем, одно такое свидетельство есть, правда, связано оно с преданиями горских евреев о попытках насильственного обращения их предков в ислам, которые предпринимались во время походов на Восточный Кавказ Тамерланом (конец XV в.). Таким образом, как мне представляется, можно достаточно уверенно говорить о том, что между средневековыми евреями Восточного Кавказа и современными горскими евреями существует недвусмысленная генетическая связь, и этногенез горских евреев можно представить следующим образом: основой для формирования горско-еврейской субэтнической группы стал этнический субстрат, представленный евреями, переселенными в VI в. из Вавилонии; позднее, в средневековый период он пополнялся за счет переселенцев из соседних регионов, а еще позднее в состав этого субстрата интегрировались переселенцы и из более отдаленных стран – Ирака, Ирана, главным образом, из Гиляна, из Украины и т.д. Этот процесс нашел отражение, как в генеалогических преданиях горских евреев, так и в ряде документов. Их рассмотрение не входит в задачу данной статьи. II. Упоминания о евреях Восточного Кавказа в XVII-XVIII веках Начиная с XVI в. или даже ранее европейские страны проявлять интерес к странам, имевшим выход к Каспийскому морю. С этог

Ответов - 1

admin: Итак, подводя итог, можно отметить, что до XIX в. горские евреи жили преимущественно на Восточном Кавказе – на территории современных Дагестана (Кайтаг, Табасаран, Дербентское ханство) и Азербайджанской Республики (Еврейская Слобода города Кубы и др.), а в XIX в. отдельные группы горских евреев стали селиться в селах Нагорного Дагестана, а также во владениях шамхала Тарковского и в различных пунктах Северного Кавказа – крепостях Грозная, Нальчик, станице Усть-Джегутинской (горско-евр. Джегонас) и др. Постепенно численность горских евреев, переселявшихся в течение XIX–XX вв. в различные районы Северного Кавказа, возросла настолько, что к 80-м гг. ХХ века стала сравнимой с их численностью в Дагестане и Азербайджанской Республике. До конца перестроечного периода в Советском Союзе (1985–1991 гг.) в этих трех зонах и было сосредоточено подавляющее большинство горских евреев, хотя к тому времени довольно значительное их число осело в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Израиле. На закате перестройки и сразу после нее более половины горских евреев переселилось в Израиль, что было вызвано, главным образом, криминальным беспределом в кавказских республиках Российской Федерации. В этот же период довольно значительное число горских евреев осело в Соединенных Штатах, Канаде и Германии. В России на данный момент наибольшее число горских евреев сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и в городах так называемой Кавминводской зоны (Пятигорск, Ессентуки, Минеральные воды и других – суммарно не более 5 тысяч); в Дагестане же осталось не более четырех тысяч горских евреев, а в Азербайджане – 8–10 тысяч. Существуют различные оценки общей численности горских евреев, но все они, как правило, завышены – от 100 до 150 или даже 200 тысяч человек. Более реальной представляется цифра в 60–70 тысяч человек. Семенов И.Г. 12.02.2009 -------------------------------------------------------------------------------- [1] См.: Агарунов Я.М. Большая судьба маленького народа. М., 1995. С. 16. Не вполне внятные и несколько фантастические сведения о знакомстве горских евреев с языком зебони ‘имрани (горско-еврейск. зебони гIимрони или зебони гIуьмрони) приводит Б.В. Миллер (Миллер Б. Таты, их расселение и говоры (материалы и вопросы) // Изв. Общ-ва обследования и изучения Азербайджана. № 8. Вып. 7. Баку, 1929. С. 18–19). Ныне этот язык среди горских евреев совершенно неизвестен, правда, Я.М. Агарунов утверждает буквально следующее: «Этот самый язык «имрани» и ныне существует в Слободе в г. Кубе, и я в молодые годы знал его» (Агарунов Я.М. Большая судьба маленького народа. С. 16. Прим. 3). [2] См.: Жуковский В.А. Материалы для изучения персидских наречий. Ч. 1. М., 1888. С. VIII сл. [3] См.: Горские евреи: История, этнография, культура / Сост. и научн. ред. В. Дымшица; Пер. с иврита Ю. Мурадова; Вступит. ст. М. Членова; Под общей ред. И. Бегуна. Иерусалим; М., 1999. С. 189. [4] Семенов И.Г. Горские евреи. Некоторые аспекты этнической идентификации (конец XIX – начало XXI века) // Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. 2003. № 3 (27). С. 191–192. [5] И.Ш. Анисимов утверждал, что горские евреи получили на Кавказе «наименование «Даг-Чуфут», то есть горские евреи» (Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сб. материалов, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып. III. М., 1888. С. 182; отд. изд. – М.: тип-я Е.Г. Потапова, 1888. Новое издание: Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М.: Наука, 2002. [6] Семенов И.Г. Кавказские таты и горские. Казань, 1992; Он же. О происхождении горских евреев. М., 1997; Он же. О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар // Материалы Международного научного симпозиума «Горские евреи Кавказа». 24-26 апреля 2001 г., Баку – Куба – Красная Слобода. Баку, 2002. С. 35-47. [7] Мовсэс Каланкатуаци [Моисей Каганкатваци]. История страны Алуанк / Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш.В.Смбатяна. Ереван, 1984. 2.10. С. 77. [8] Недавно А.К. Аликберов выступил с утверждением о том, что в Грузию и Албанию евреи переселились из Армении (Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (IX-XII вв.) / Серия: Культура народов Востока: Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др. М., 2003. С. 457), однако, этот исследователь проявляет полную некомпетентность во всем, что касается древней и средневековой истории евреев. Так, например, с одной стороны, он заявляет, что кавказские таты являются по происхождению иранцами-зороастрийцами, а горские евреи – потомками галилейских евреев (Там же. С.457), но, с другой стороны, говоря о еврейских поселениях в Закавказье, он приводит заимствованный из работ В.Ф. Миллера список татских сел – Лагидж, Химран, Аган, Горсала и др. (Там же. С. 455), в которых горские евреи никогда не жили. [9] История Армении Моисея Хоренского / Пер. Н.О. Эмина. М., 1893. 3.35; История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. с др.-арм. и коммент. М.А. Геворгяна; Под ред. С.Т. Еремяна; Вступ. ст. Л.С. Хачикяна. Ереван, 1953. 4.55. [10] Аммиан Марцеллин. Римская история (Res Gestae) / Пер. с лат. Ю.А.Кулаковского и А.И. Сонни; Вступ. ст. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2000. 27.12.13. [11] У Мовсэса Каланкатуаци (1.15) сказано о том, что город Партав был построен албанским царем Вачэ II по приказу шаханшаха Пероза (459-484), однако, как замечает А.А. Акопян, это сообщение не выдерживает критики. Целый ряд средневековых арабо-персидских источников указывает на то, что Партав был построен Кавадом (см.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабск., коммент., исслед-е, указ-ли и карты Н. Велихановой. Баку, 1986. С. 109; Ал-Баладзори. Книга завоевания стран [Текст 4-х глав] / Текст и пер. с арабск. П.К. Жузе // Материалы по истории Азербайджана. Вып.3. Баку, 1927. С. 5–6; Ибн-ал-Факих. Книга стран / Пер. Н.К.Караулова // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 31. Тифлис, 1902. С. 15). В связи с этим А.А. Акопян полагает, что встречающийся у Мовсэса Каланкатуаци другой вариант названия этого города – Перозапат («стена Пероза») – является искажением от *Пероз-Кавад (ср.-перс. «Кавад- победитель»), что то же что и Фируз-Кавад средневековых арабо-персидских источников (Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 123). В.Ф. Минорский полагал, что город Фируз-Кавад находился на территории современного города Кубы в Азербайджанской Республике (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. М., 1963. С. 213. Прим. 110)). Кроме того, из сочинения армянского историка V в. Елишэ известно, что царь Вачэ II сразу же после воцарения шаханшаха Пероза (463–484) поднял восстание и стал вести военные действия против персидских войск, расквартированных в Албании (Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с др.-арм. И.А.Орбели; Примеч. К.Н.Юзбашяна. Ереван, 1971. С. 161). А поскольку его восстание закончилось отречением от престола, то ни до начала восстания, ни после его окончания, Вачэ II не мог вести строительство города Партава. [12] См.: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. М., 1963. С. 220. [13] Там же. [14] Голб Н. и Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века / Пер. с англ.; Научная ред-я, послесловие и коммент. В.Я. Петрухина. М.; Иерусалим. 1997 (5757). С. 139. См. также: Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 115. [15] Там же. С. 100-101. Прим. 3; С. 115. Прим. 4; Minorsky V. A New Book on the Khazars // Orients. Leiden, 1958. P. 133; Голб Н. и Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. С. 154. [16] О Гильгинчайской (Гильгильчайской) длинной стене, сооруженной при Каваде I или Хосрове I, см.: Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидского строительства в Закавказье // Проблемы истории материальной культуры. Л., 1933. № 9-10. С. 40-42; Алиев А.А. Археологические раскопки Гилгилчайского оборонительного сооружения // Изв. АН АзССР. Сер. Истории, философии и права. 1984. № 3. С. 64-70; Абдуллаев Х.П. Гильгильчайская оборонительная стена и крепость Чирах-кала // Советская археология. 1968. № 2. [17] Черный И.Я. Горские евреи // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. Отдел 1. С. 17-18. [18] Каршаб – квартал селения Аракани Унцукульского р-на Дагестана (История Ирхана / Введ., пер., коммент. А.Р.Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 167. Комм. 2). [19] Там же. С. 164. [20] См.: Аликберов А.К. О протографе Дарбанд-нама и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991. Т. 4. С. 63–65. [21] Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Дагестан в XV–XVI вв. (Вопросы исторической географии). Махачкала, 2004. С. 139, 140, 152. [22] Информация Б.Г.Алиева, гл. научн. сотр. Ин-та истории археологии и этнографии Даг. научного центра Российской Академии наук. [23] В июле 2004 г. мною совместно с Хэном Брамом (Еврейский ун-т в Иерусалиме) было проведено визуальное обследование долины Дерей-Гъэте. Расположено оно по дороге из Маджалиса в Уркарах (районный центр Дахадаевского р-на), вдоль левого края автомобильного шоссе, и представляет собой ровную поляну, вытянутую между краем дороги и обрывистым левым берегом речки Дживус, которая двумя километрами ниже впадает в реку Уллучай. Приблизительно в средней части поляны находится родник, который по-даргински называется ГIазизла ГIинизлашин. В 2005 г. мною совместно с заведующим отделом гос. музея истории религий (Санкт-Петербург) Кашовской Натальей Васильевной было произведено новое обследование долины Дерей-Гъэте. Были выявлены следы жилых и хозяйственных построек, пашенных участков, а также погребального комплекса. [24] Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам / Ред-я, коммент., примеч. и указ-ли З.М. Буниятова. Баку, 1991. С. 109. [25] В предании, записанном В.Ф. Миллером, приводится информация о существовании в ущелье Дерей-Гата пяти еврейских селений. Однако, эти сведения находятся в противоречии с записанным мной сообщением Алхазова Шамахиё Яхьяевича (уроженец Маджалиса, 1926 г.р., до 1975 г. жил в родном селе) о том, что в ущелье Дерей-Гата находилось только одно еврейское селение. Об этом же поведал проф. Б.Г. Алиеву его информатор из даргинского селения Ираги. Возможно, что данное противоречие можно примирить с помощью других сведений, полученных Б.Г. Алиевым: помимо большого еврейского села, располагавшегося в Дерей-Гата, существовало еще несколько мелких еврейских селений, находившихся между этим ущельем и близлежащим источником Ираги (выражаю благодарность Б.Г. Алиеву за предоставленную информацию). Косвенное подтверждение этой информации содержится и в предании, записанном мной летом 1994 г. со слов сказителя (овосунечи) Рафаила Авияевича Рафаилова (уроженец селения Карчаг Сулейман-Стальского района Дагестана, 1915 г.р.), известного в Дербенте под прозвищем «Тарзан». Из его сообщения следует, что еврейские селения тянулись от Дерей-Гата не только до Ираги, но и далее – в сторону Уркараха, до трисанчинской мельницы (Трисанчи – населенный пункт в Кайтагском районе). [26] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. 39.6.10. Оригинальное издание: Olearius Adam. Voyages en Moscovie, Tartarie et Perse. T. 1. Amsterdam, 1747. [27] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. С. 488. [28] Там же. Гл.39.6.10; 20. [29] Стрейс Ян. Три путешествия. М., 1935. С. 236. [30] Witsen N. Noord en Oost Tartarye. Amsterdam, 1725. B. II. S. 567. Ссылаюсь по кн.: D’Ohsson M. Les peoples du Caucase. Paris, 1828. P. 179. [31] Gärber Johan-Gustaw. Nachrichten von denen an der westlichen Seite der Caspischen See swischen Astrachan und dem Flusse Kur befindlichen Völkern und Landschaften und von derselben Zustande in dem Jahre 1728 / Sammlung russischer Geschichte. [SPb.,] 1760. IV. 1/2. Русский пер.: Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году // Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие.1760. Июль; Август; Сентябрь; Октябрь. [32] Черный И.Я. Горские евреи. С. 15. [33] О нападениях на евреев во времена Надир-шаха см.: Там же. С. 16. [34] Семенов И.Г. Ханукаевы / Генеалогическая карта составлена С.Ханукаевым, И.Ханукаевой и И.Семеновым; Фото Г.Сосунова. Махачкала, 1999. С. 8. [35] Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1785. Ч.3. Первая половина. С. 49. [36] Там же. Ч. 3. Вторая половина. С. 461. [37] Терекемейцы (терекеме) – потомки туркмен, поселенных в различные периоды времени на Восточном Кавказе. Ныне они идентифицируются в качестве азербайджанцев. О терекемейцах см.: Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы, XIX – начало XX: Историко-этнографическое исследование. М., 1990. [38] Русско-дагестанские отношения в XVIII – начале XIX в. Сборник документов / Отв. ред. В.Г.Гаджиев. М., 1988. С. 96–97 (документ № 101 – Центральный гос. архив Респ. Дагестан. Ф. 379. Оп. 1. Д. 464. Л. 66–68). [39] Там же. С. 206 (док. № 206); Сб. Русского исторического общества. СПб., 1880. Т. 135. С. 210. Подробнее см.: Полиевктов М. Архивные материалы о смерти на Кавказе академика С.-Г. Гмелина // Изв. Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1925. Т. 3. [40] Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965. С. 144. [41] Черный И.Я. Горские евреи Терской области // Сб. сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ, 1878. С. 309. [42] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I. С. 86; Магомедов Р.М. Памятник истории и письменности даргинцев XVII века. Махачкала, 1964. С. 30. [43] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 310. [44] Неизвестный автор писал: «Евреи, находясь под властью беков, также не имели у себя ровно никаких сельских управлений, дела их решались беками или в Башлах. Маловажные и пустые дела обыкновенно разбирались и решались местными сельскими старшинами, почетными лицами или кадиями, если истец и ответчик были одной деревни, а если разных, то спорящие отправлялись к тому старшине, который более известен в народе справедливым судьей и брал меньше рушвету (взятка)» (Сведения о Кайтаге, собранные по некоторым данным [предположительно 50–60-е гг. XIX в.; автор неизвестен] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв.: Архивные материалы / Сост-е, предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. М., 1965. С. 21). [45] По свидетельству русского офицера, «В еврейских слободах не было никакого сельского управления; от евреев был чоуш, который исполнял все приказания бека, бек сам производил суд и расправу над евреями и управлял ими сам и через своих нукеров» (Сотников. Сведения о Табасарани [1867 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 51). Позднее, когда Дагестан прочно вошел в состав Российской империи, власть беков над евреями существенно ослабла, что и отражено в рапорте русского офицера А.Цветкова: «Евреи Кюринские – переселенцы из табасаранского селения Карчаг обыкновенно подчинялись властям, какие существовали в местах, где они селились. Для решения же дел между собою евреи избирали старшину – насси и высшего духовного учителя и судью – доян. В прежнее время доян был один для всех евреев – в Дербенте; впоследствии же, когда численность евреев увеличилась, нашли необходимым избрать еще одного дояна в Араге» (Цветков А. Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство) [1869 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 43). [46] Предание записано К.И. Шамхаловым, канд. историч. наук, ст. преподавателем Северо-Кавказского Гос. налогового ин-та (Махачкала). Выражаю К.И. Шамхалову признательность за предоставленный материал. [47] Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII–XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988. С. 124, 145, 146; С. 225. Прим. 220. [48] Там же. С. 102. [49] Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда Кизлярский комендант»). Махачкала, 2002. С. 347 (документ № 45 / Гос. архив Республики Дагестан. Ф. 379. Оп. 1. Д. 1170. Л. 15). [50] Там же. С. 348. Комм. 6. [51] См., напр.: Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 295. [52] Семенов И.Г. Этнополитическая история Северного Кавказа в III-VI вв. / Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2002. С. 24. О том, что Кайтаг действительно был включен в состав Сасанидского государства, может свидетельствовать существование титула хайдаканшах (со среднеперс. – «царь Кайтага»), о котором упоминается в сочинении ал-Мукаддаси и в одной из рукописей сочинения ал-Истахри (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI вв. С. 127. Прим. 59; Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI–XI вв. (Сарир) // Исторические записки. 73. 1963. С. 251). [53] В источниках – табарсараншах (см.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с арабск., коммент., исслед-е, указ-ли и карты Н. Велихановой. С. 109; Ал-Баладзори. Книга завоевания стран. С. 7; Ал-Истахрий. Книга путей царств / Пер. Н.К. Караулова // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 29. Тифлис, 1901. С. 27). [54] Ихилов М.М. Горские евреи (Опыт монографического исследования) / Автореф. дисс. …канд. историч. наук. М., 1949; Он же. Горские евреи // Народы Дагестана. М., 1955; Он же. Горские евреи // Народы Кавказа. М.: АН СССР, 1955; Он же. Проникновение иудаизма в Дагестан. 1964 г. / Рукописный фонд Ин-та истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской АН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 145; Altshuler M. Yehudei Mizrah Kavkaz [Евреи Восточного Кавказа]. Jerushalaim, 1990 (на иврите); Мурзаханов Ю.И. Горские евреи. Аннотированный библиографический указатель. Ч.I. М., 1994; Он же. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII – начало XX в.). М., 1994. [55] Алкадари Г. Асари-Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и примеч. А. Гасанова (Алкадари). Махачкала, 1994. С. 14. Сам Г.-Э. Алкадари критически относился к указанному преданию. [56] Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области // Зап. Кавказского отдела Русск. географич. об-ва. Тифлис, 1873. Кн. 8. С. 25. [57] Азизов Р. Населенные пункты Табасарана. Махачкала, 2002. С. 79. [58] Точка зрения Р.И. Сефербекова (старший научный сотрудник Ин-та истории, археологии и этнографии Даг. научн. центра РАН) на этимологию ойконима «Цалакк» была высказана им в устной беседе, за что высказываю ему свою признательность. [59] Цветков А. Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство) [1869 г.] // Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. С. 43. [60] Горские евреи. С. 166. Об Аслан-хане см.: Русско-дагестанские отношения в XVIII – начале XIX в. С. 19, 20, 293–298, 300–301. [61] Информация об ущелье Джууд-Кам предоставлена гл. научн. сотр. Ин-та истории, археологии и этнографии Даг. научного центра РАН, проф. А.Р. Шихсаидовым, за что выражаю ему свою признательность. [62] Козубский Е.Н. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 308. По данным Е.Н. Козубского, набег на Абасово был совершен в 1796 или же в 1800 г. Более всего с общеполитической ситуацией в Дагестане согласуется вторая из этих дат. [63] Семенов И.Г. Ханукаевы. С. 4, 9, 10; Он же. К истории еврейской общины Дербента // Материалы научной сессии, посвященной 100-летию со дня выхода в свет работы Е.И. Козубского «История города Дербента» (16 мая 2006 г.). Махачкала, 2006. С. 61–64; Он же. К уточнению данных Е.И. Козубского о переселении евреев из селения Абасава в Дербент // Материалы научной конференции «Е.И. Козубский как исследователь истории Дагестана конца XIX – нач. XX в.», посвященной 155-летию со дня рождения известного кавказоведа (13 июня 2006 г.). Махачкала, 2006. С. 75. [64] Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году С. 305–306. [65] «Первым городом» на карте значится дербентская цитадель «Нарын-кала» и прилегающие к ней постройки, «вторым городом» – кварталы, расположенные ниже цитадели (современные «магалы»). [66] См.: Гольденберг Л.А. Рукописные карты и планы XVIII века как источник по истории города Дербента // Археографический ежегодник за 1963 г. М., 1964. С. 127. [67] Горские евреи. С. 173. [68] См.: Шапиро Ф.Л. Горские евреи (Евреи-таты) // Шапиро Ф.Л. Сборник статей и материалов. Иерусалим, 1983. С. 85–86. [69] Там же. С. 78, 84–85. [70] Горские евреи. С. 158. [71] Там же. С. 163. [72] Там же. С. 163. [73] Там же. С. 163. [74] Гербер И.Г. Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях и их состоянии в 1728 году // Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. 1760. Октябрь. С. 305–307. [75] Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда Кизлярский комендант»). Махачкала, 2002. С. 46, 218 (документ № 21 / Гос. архив Республики Дагестан (ныне – Центральный гос. архив Республики Дагестан). Ф. 379. Оп. 1. Д. 354. Л. 41). [76] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 311. [77] Там же. С. 311. [78] Горские евреи. С. 183. [79] Черный И.Я. Горские евреи Терской области. С. 311, 312.



полная версия страницы